Языки обучения и читательская грамотность у младших школьников: окулографическое исследование

Младший научный сотрудник, направление «Порождение, передача и приобретение знаний», Научный центр когнитивных исследований Университета «Сириус».




Комплексный подход, включающий поведенческие и окулографические методы, для изучения навыков чтения и понимания прочитанного на русском языке у младших школьников 2-4 классов; исследование будет проведено с учащимися монолингвальных и полилингвальных школ республики Татарстан; будет разработана методика для оценки навыка беглости чтения на татарском языке.
Проект направлен на изучение поведенческих и окулографических характеристик процессов чтения на русском языке у многонациональных детей младшего школьного возраста, обучающихся по программам полилингвального и монолингвального образования. Дети, растущие в полилингвальной среде, овладевают чтением на нескольких языках одновременно. Существующие мировые исследования в основном указывают на преимущества билингвального образования в овладении читательской грамотностью на втором (доминирующем в обществе) языке. Однако имеющиеся исследования преимущественно применяют поведенческие методы и рассматривают билингвальную образовательную среду, представленную родственными языками. В связи с этим выделяются две основные научные проблемы.